Как скажутся на экологической ситуации работы по реконструкции порта Посьет?

15.04.2010

15 апреля 2010 года в администрации Посьетского городского поселения состоялись общественные слушания по экологическим проблемам, возникающим при реконструкции и расширении порта «Посьет». Вопрос о реконструкции порта Посьет и оценке его влияния на окружающую среду обсуждался также во Владивостоке в ДВО РАН на заседании рабочей группы Координационного Совета по проблемам экологии.

ПосьетПроект реконструкции порта предполагает увеличение объемов перегрузки угля с 2 до 7 миллионов тонн в год. По словам главного научного сотрудника ТОИ ДВО РАН, доктора биологических наук, профессора Владимира РАКОВА, попадание угольной пыли в воздух и воду в больших количествах может привести к серьезным негативным экологическим последствиям, и даже экологической катастрофе.

Прилегающие к порту акватории уникальны тем, что на них находятся места обитания редких и исчезающих представителей морской фауны, животных и птиц, включенных в Красные книги Российской Федерации и Приморского края. Вблизи планируемого района работ находятся особо охраняемые природные территории (акватории), а также лечебно-оздоровительные местности. На побережье, которое планируется засыпать, расположены памятники истории, в т.ч. археологические, уничтожение которых недопустимо.

Предлагаем Вам ознакомиться с замечаниями экологов по проекту реконструкии и расширения порта, которые были направлены в адрес ОАО «Мечел», ответственное за производственные работы.

Замечания и предложения к общественным слушаниям материалов ОВОС в администрации Посьетского городского поселения
15 апреля 2010 г.
В связи с намеченным проведением общественных слушаний по экологическим проблемам, возникающим при реконструкции и расширении порта «Посьет», и с учетом моего участия в подготовке материалов (отчета) океанологических и гидробиологических обследований на акваториях бухт Рейд Паллада (по трассе канала) и б. Новгородской в районе порта, а также ранее проводимых многолетних исследований (1970-1990-е годы), считаю необходимым учесть следующие мои замечания и предложения.

Намечаемые работы по строительству подходного канала в б. Рейд Паллада и дноуглубления в б. Порт-Посьет (у причалов порта), с дампингом грунта в Гамовском каньоне, считаю возможным и наиболее целесообразным (при наличии других альтернативных предложений).

ПосьетРеконструкция порта, построенного, в основном 1960-е годы, несомненно, назрела. И если раньше порт занимался перевалкой, в основном, леса и металла, то в последнее время специализируется на угле. Сам по себе уголь – относительно инертный природный материал, но при попадании угольной пыли в воздух и воду в больших концентрациях может привести к серьезным отрицательным экологическим последствиям. Поэтому при его перевалке на территории порта необходимо предусмотреть все возможные риски и при реконструкции порта предусмотреть технологические решения, снижающие пыление угля и попадание его в воду.

Расширение территории порта крайне ограничено, так как он расположен на относительно небольшом мысе Морозова, ограниченном мелководными бухтами Постовая и Новгородская. Без существенного влияния на окружающую среду возможна только реконструкция причала №1 на мысе Морозова, которая была начала в 1970-е годы и не завершена. Здесь возможна швартовка только одного крупного судна. Дальнейшее развитие порта здесь, к сожалению, невозможно, так как потребует серьезных изменений береговой черты и дноуглубления, что приведет к нарушению водообмена между тремя крупными бухтами Новгородская – Экспедиции – Рейд Паллада и может вызвать непоправимые отрицательные последствия, соизмеримые с масштабами экологической катастрофы (размыв косы Назимова, переотложение больших масс песка и ила, осолонение вод бухты Экспедиции, гибель многих представителей фауны, разрушение сложившегося экологического баланса в водных экосистемах и др.). Конечно же, это недопустимо.

В случае крайней необходимости расширения порта «Посьет», считаю возможным строительство его следующей очереди на западном побережье п-ова Краббе в районе мыса Маньчжур, то есть напротив существующего порта. Здесь расположена каменистая отмель (банка), представляющая навигационную опасность для крупных судов и ограниченная бакеном с проблесковыми огнями. К этому участку побережья п-ова Краббе подходят относительно большие глубины, что позволяет построить причалы протяженность до 800-1000 метров, рассчитанные на швартовку до 5-6 судов. Основной дополнительной проблемой является только отсутствие здесь подъездной железной дороги. Однако, на мой взгляд, это решаемая проблема, требующая только строительства железнодорожного (и автодорожного?) моста через бухту Новгородскую в ее самом узком месте, общей длиной около 500-600 метров. В этом месте к северному берегу подходит уже существующая железная дорога, ведущая в порт. От моста по берегу п-ова Краббе к мысу Маньчжур также придется построить железнодорожные подъездные пути протяженностью около 3 км.

Намечаемые же работы затрагивают, главным образом, портовые или припортовые акватории, исторически (с XIX века) закрепленные за портом «Посьет», на которых ранее проводились подобные строительные работы (строились причалы, расширялись подъездные дороги, углублялось дно), а на внешнем рейде порта отстаивались суда, выполнялись перегрузочные работы и другие, а также отчасти расширялся вход для судов во внутренний рейд, ежегодно выставляются навигационные знаки. Поэтому на проведение подобных работ порт имеет законные права, если не выходит за границы принадлежащих ему и соблюдает природоохранное законодательство.

ПосьетОднако, в последние годы порт «Посьет» начал существенно расширять свою территорию и вышел за рамки подобных ограничений, отсыпая значительную часть акватории бухты Постовая, а также намереваясь (пока в проектах) продолжить эти работы за счет более масштабных отсыпок акваторий не только бухты Постовая, но и прилегающей к портовой акватории значительной части бухты Новгородская. Основной довод к такому расширению связан с необходимостью складирования больших объемов извлекаемого при дноуглублении морского грунта. Это, несомненно, нанесет существенный ущерб не только водным биоресурсам, находящимся на этих прибрежных акваториях, но и отрицательно скажется на функционировании уникальной морской экосистемы в целом бухты Новгородской, а также затронет более отдаленные акватории в бухте Экспедиции.

Уникальность прилегающих к порту акваторий б. Новгородская, а также б. Постовую, заключается в том, что на этих акваториях:

1. находятся места обитания и нереста ряда редких и исчезающих представителей морской фауны, включенных в Красные книги Российской Федерации и Приморского края, а именно:
а) брюхоногие моллюски – морское блюдечко узкое (Collisella angusta), тугалия гигантская (Tugali gigas), тегула Лишке (Tegula lischkei), цератостома Барнетта (Ceratostoma burnettii), оцинебреллюс неукрашенный (Ocinebrellus inornatus), оцинебреллюс крючковато-изогнутый (Ocine,rellus adunctus), рапана жилковатая (Rapana venosa);
б) двустворчатые моллюски – солен прямой (Solen corneus) и солен Крузенштерна (Solen krusensterni);
в) головоногие моллюски – каракатица японская (Sepiella japonica);
г) ракообразные – рак-богомол (Oratosquilla oratoria), короткогребенчатый рак-щелкун (Alpheus brevicristatus), краб-плавунец японский (Charybdis japonica);
д) рыбы – крузенштерниелла пятнистая (Krusensterniella maculate), подкаменщик Черского (Cottus czerskii) и др.

Эти виды, а также места их обитания находятся под охраной ряда законов Российской Федерации, законов и постановлений Администрации Приморского края.

Кроме того, на прибрежном мелководье и в зарослях прибрежной растительности в теплое время года отдыхают и кормятся некоторые редкие виды птиц, также включенные в Красные книги РФ и Приморского края (желтоклювая цапля, амурская выпь, чернеть Бэра и др.), а в зимний период возле полыньи и у лунок рыбаков кормятся орлан-белохвост и белоплечий орлан). На берегах б. Новгородская встречается редкий вид млекопитающего – японская могера (Mogera wogura), также включенный в Красные книги РФ и Приморского края.

ПосьетНеобходимо также отметить, что на акватории б. Постовая и прилегающих к порту акваториях б. Новгородская обитают еще и относительно редкие эндемики климатического оптимума голоцена (например, двустворчатые моллюски – панопея японская, анадара Броутона, мия приапус, мактра красивая, дозиния блестящая и др.), редкие субтропические и тропические виды рыб (морской конек, собака-рыба, спинорог и др.) и беспозвоночных (сепиела двурогая, россия тихоокеанская и др.).

2. находятся скопления ряда ценных промысловых водных биоресурсов (трепанг, устрица, приморский и японский гребешки, травяная креветка и др.), численность которых в последние десятилетия снизилась и находится на низком уровне, и восстановление запасов которых возможно только при строгом соблюдении природоохранного законодательства и организации работ по искусственному воспроизводству. Уничтожение мест их обитания – недопустимо.
3. находятся плантации хозяйств марикультуры, а также экспериментальные полигоны, связанные с марикультурой, которые будут уничтожены в ходе строительства или проводимые работы приведут к снижению биологической продуктивности этих хозяйств или гибели культивируемых объектов, а также к невозможности работы этих предприятий в будущем.

В б. Постовая в 1970-1980-е годы создавались донные плантации приморского гребешка, в том числе на уже отсыпанной портом части акватории, принадлежавшие ЭБМ «Посьет». Здесь же находились донные садки-вольеры для выращивания гребешка. В южной части бухты выставлялись экспериментальные плоты для выращивания тихоокеанской устрицы, а также для закаливания устричного спата, который поставлялся на предприятия Черного моря. Здесь же в 1980-е годы на дне установлены небольшие экспериментальные искусственные рифы, которые функционируют до сих пор. Кроме того, на берегу б. проводился отбор морской воды для этих целей, находились береговые сооружения (эллинги для лодок, пирсы, склады, цеха и др.) хозяйства марикультуры, отчасти сохранившиеся до настоящего времени.

В б. Новгородская на акватории у мыса Горностай (напротив причалов порта) находятся плантации хозяйства марикультуры ООО «ЗоРоЗ», на которых выращиваются некоторые объекты марикультуры (устрица, трепанг, японский гребешок), а на берегу – база предприятия. Эти плантации существуют здесь с 1975 г. и ранее занимали обширную акваторию вдоль северного побережья бухты, где выращивались устрицы, часть урожая которых в течение 10 лет ежегодно поставлялась на хозяйства марикультуры Черного моря (устричный спат). В этом же районе, а также в бухточке планируемой портом под засыпку, находились донные плантации приморского гребешка.

4. находятся рыбопромысловые участки, относящиеся к высшей рыбохозяйственной категории, уничтожение которых недопустимо.

Рыбопромысловый участок № 4 («Новгородский») с незапамятных времен эксплуатировался как один важнейших районов промысла многих ценных видов рыб (сельдь, навага, корюшка, красноперка, камбалы и др.) и беспозвоночных (гребешки, устрицы, мидии, кальмары, трепанги, креветки и др.). Ранее ставные невода и вентеря устанавливались непосредственно в б. Постовая, у мысов Шелеха, Рязанова, Морозова и в др. местах. Пик промысла рыбы и беспозвоночных был достигнут в 1930-е годы, когда на побережье б. Постовая процветал рыбозавод «Постовая» Дальгосрыбтреста (ДГРТ), а на побережье б. Новгородской вблизи порта находился рыболовецкий колхоз «Южный рыбак».

5. вблизи планируемого района работ порта находятся особо охраняемые природные территории (акватории), а также лечебно-оздоровительные местности, находящиеся под охраной законов Российской Федерации. Все акватории бухт Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллада относятся к Памятникам природы регионального значения, акватория бухты Экспедиции имеет три охранные зоны на побережье, так как в ней находится месторождение лечебных илов (грязей) и водная среда этой бухты также охраняется законом об лечебно-оздоровительных местностях.

6. на побережье, планируемой под засыпку, расположены объекты культурного наследия (памятники истории), уничтожение которых недопустимо.

Практически на всем побережье б. Постовой (от мыса Шелеха до мыса Рязанова), а также бухточки к северу от порта, находятся археологические памятники (стоянки, поселения) различных археологических культур – от позднего неолита (поселения Посьет-1, Мыс Шелеха), раннего палеометалла (мыс Шелеха, вся территория рыбобазы, часть территории на северном побережье, а также в глубине бухточки к северу от порта), средневековья (там же) и первых русских поселенцев. При отсыпках грунта они будут уничтожены и до выполнения строительных работ на таких памятниках (кроме отчета о разведках) необходимо проведение экстренных (аварийных) археологических раскопок. Эти археологические памятники включены в свод памятников истории и археологии, находятся под охраной Федерального Закона «Об объектах культурного наследия…».

Кроме того, сама бухта Постовая является историческим, культурным или «топонимическим» памятником, уничтожение которого недопустимо. Это объясняется тем, что ряд исторических событий (наличием здесь бохайского порта VIII-X веков, открытием бухты офицерами фрегата «Паллада» в 1854 г.; основание на юге России первого военного поста (пост Новгородский) с высадкой на берегу бухты в 1860 г.; ряд событий связанных с пребыванием на берегу бухты (и ее описанием) известных лиц, путешественников, писателей, военноначальников (Муравьев-Амурский, Пржевальский, Максимович, Штернберг, Посьет, цесаревич Николай (Николай-второй), Гарин-Михайловский, Арсеньев, Пришвин, Комаров, Блюхер и др.), событий связанных с революцией, гражданской войной (угон флота, бегство белогвардейцев через Посьет на территорию Китая), военным сражением у озера Хасан в 1938 г. (через бухту осуществлялась перевалка войск и грузов), развитием рыбной промышленности (включая первое хозяйство марикультуры) и многое другое. Ликвидация этого исторического места будет большой потерей для истории не только поселка Посьет, но для истории Дальнего Востока России в целом. Поэтому нельзя допускать не только ликвидацию бухты, но и большее расширение территории порта за счет ее акватории.

В связи с вышеизложенным, предлагаю:

1. Не допускать расширения территории порта «Посьет» за пределы ранее исторически отведенных для него акваторий бухты Порт-Посьет (в пределах границ между мысами Рязанова и Морозова) за счет отсыпок соседних акваторий бухт Постовая и Новгородская (то есть к югу от мыса Рязанова и к северу от мыса Морозова). Отсыпную в последнее время северную часть бухты Постовой, прилегающую к мысу Рязанова, считать безвозвратно утерянной и включить в состав территории порта «Посьет» без права выполнения на оставшейся акватории бухты Постовой дноуглубительных работ.
2. Не выводить из статуса «памятник природы» акватории бухт, используемые портом «Посьет», так как для этого нет серьезных оснований и, согласно существующему законодательству, памятники природы могут находиться в эксплуатации физическими и юридическими лицами, при условии соблюдения основных требований Конституции и ФЗ «Об охране окружающей среды». Через акватории порта проходят пути миграции многих морских и полупроходных видов рыб (сельдь, навага, корюшка, красноперка и др.), беспозвоночных (кальмары, креветки и др.) и млекопитающих (ларга). Через эти акватории осуществляется водообмен между крупными бухтами, а в планктоне находятся личинки ряда ценных промысловых беспозвоночных (трепанг, гребешок, устрица и др.) и рыб, в том числе редких и охраняемых видов.
3. Для решения проблем связанных со складированием донного грунта, изымаемого при дноуглублениях, предлагаю сброс его за пределами зал. Посьета, в территориальных водах РФ, а именно – в Гамовском каньоне. Этот каньон уже использовался в качестве свалки, в нем не ведется рыбный промысел, и при сбросе здесь грунта ущерб окружающей среде будет минимальным, а также не затрагивает особо охраняемые природные территории.
4. При проведении дноуглубительных работ необходимо использовать крупное судно типа «Меркатор» (с всасывающим устройством), которое недавно уже применялось при дноуглублении входного канала в порту «Восточный» (б. Врангеля).
5. При выполнении всех работ на акваториях бухт зал. Посьета необходим постоянный экологический мониторинг морской биоты и водной среды.

8 апреля 2010 г.

Главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН,
профессор кафедры Морской биологии и аквакультуры ДВГУ,
доктор биологических наук В.А. Раков

Comments are closed.