Быть или не быть гималайскому медведю в Красной книге Приморского края?

11.03.2003

Мишки11 марта 2003 г. Фонд «Феникс» получил сообщение от Андрея Котляра, директора Уссурийского заповедника о том, что к нему обратились сотрудники Гродековской таможни с просьбой пристроить 3-х медвежат в реабилитационный медвежий центр, изъятых при попытке нелегального перемещения в Китай. К сожалению, Фонд «Феникс» не сможет оказать помощь в нормальной работе данного центра в 2003 году, целью которого было воспитание медведей для жизни в дикой природе и последующее возвращение их в естественную среду обитания. Причина банальна — отсутствие финансовых средств.

Как известно, на протяжении нескольких предыдущих лет эту работу в Приморье финансировал Фонд «Феникс». За эти годы несколько десятков мишек были возвращены в леса. Надежда была на то, что гималайские медведи, выведенные из Красной Книги России в 1998 году, все-таки будут включены в создаваемую Красную Книгу Приморского края.

Но этого не произошло, в 2002 году этот объект живой природы, включенный в Приложение I международной конвенции СИТЕС, а значит имеющий одну из самых высоких международных степеней охраны, по чьей то воле пропал из ранее запланированного списка. Таким образом, наши местные чиновники невольно активизировали истребление этого вида не только браконьерским, но и легальным путем.

Причем динамика убийства медведей устрашающая! Если до 1998 года данный вид продукции природоохранными службами и таможней практически не изымался из нелегального оборота, то в 1999 году уже было изъято 24 лапы, а в 2002 — 210 медвежьих лап. Фондом «Феникс» 2002 году было зафиксировано более 30 случаев попадания в руки людей медвежат-сирот. Так, например, только в апреле 2002 года на погранзаставе «Золотая» при попытке контрабандного вывоза в Китай была задержана партия из 18 живых медвежат, которым, очевидно, тоже было суждено стать донором желчи, а в дальнейшем остаться и без ступней.

В такой ситуации продолжение проекта по реабилитации мишек и выпуску их в тайгу для увеличения количества охотничьих лицензий на убийство, для повышения объемов нелегальной перепродажи в Китай — становится бессмысленным, а его финансирование абсурдным. Возможно, о необходимости сохранять мишек, а не убивать, мы все вспомним уже через пару лет, когда об их былом присутствии будут напоминать только пустые разрушенные берлоги-дупла.

Comments are closed.