Вернувшиеся из индийских джунглей неделю назад Сергей Наймушин, старший инспектор заповедника «Кедровая Падь», и Константин Пелешко, старший инспектор Лазовского заповедника, рассказали Фонду «Феникс» как живется бенгальским тиграм и другим представителям богатой фауны в национальных парках Индии.
«Главной целью поездки, конечно, было посещение национальных парков. Но для тех, кто попадает в Индию в первый раз — интересно все. Ощущение такое, словно попадаешь на другую планету: городские автобусы, велорикши, трехколесные мотороллеры, за городом – буйволы, отдыхающие в воде, манговые деревья, крестьянские дома, построенные так, как строились они тысячи лет назад… Хочется все сфотографировать – ощущаешь себя путешественником-первооткрывателем.» — рассказывает Константин, «Мы посетили два национальных парка Индии – сначала Пенч, а затем Канху. Тропическая природа не поразила нас буйством красок. Оно и понятно – сезон засухи. Сразу вспомнился советский мультфильм про Маугли: «-В джунгли идет великая засуха!…». Повсюду выгоревшая трава, деревья, сбросившие листву. Однако это жаркое время является наиболее благоприятным для наблюдения за индийской фауной – не мешают трава и листья деревьев, звери концентрируются возле непересыхающих водоемов.
Бросается в глаза большое количество копытных. В основном это индийский пятнистый олень, встречается замбар, индийский бизон, кабан.. В Канхе мы видели стада барасингов (это лающий олень), индийских бизонов (впечатляющее животное – самцы до 2м ростом и до тонны весом!!), наблюдали животных, которых удается увидеть не каждому – медведя губача, бенгальскую кошку, мангуста, дикую собаку. Последнюю наш гид – Прасенжет — мечтал увидеть 7 лет. Единственный зверь, который обитает в обоих парках, и которого нам так и не удалось увидеть – это леопард. Жаль!
Едва не забыл про тигра! Тигров видели и в Пенче, и в Канхе. Два раза наблюдали их со слонов и один раз с автомобиля – отдыхающих у водоема. Каждый раз возникало ощущение некой «зоопарковости». Такие они были сытые, уставшие от жары и человеческого внимания. Хотя именно для национального парка это, наверное, нормально.
Как индусам удается сохранять на территории парков такую плотность зверя, не понятно. Ведь вокруг парков практически нет лесов, а где и есть, то зверей там абсолютно не видно. Проблема браконьерства, по-видимому, на окружающей территории стоит остро. Особенно понимаешь это после рассказов Прасенжета, как в Дели у банды черных торговцев изъяли 12 шкур тигра и более 100 шкур леопарда!!!».
Понаблюдать инспекторам удалось не только за животными — жизнь местного населения не могла ускользнуть от пытливых глаз путешественников. «Увидели разнообразие в жизни людей, как они все-таки отличаются от нас по манере разговора, цвету кожи, отношению к одежде и еде, образу жизни. Понравилась их гордость за свою Индию, за то, что они делают для сохранения тигра, действительно вложено много средств и сил. Порадовало и отношение к нам – россиянам. Очень часто в разговорах подчеркивалось добролюбивое сотрудничество между нашими странами, хорошее отношение к нам как специалистам-профессионалам, занимающимся сохранением амурского тигра» — говорит Сергей Наймушин.
«Мы встречались с крестьянами. Они улыбались, рассказывали, что парк – это очень хорошо, но при этом частенько говорили: «Вот только звери ходят на наши поля». От инспекторов парка Пенч, мы узнали, что у них бывали случаи, когда крестьяне травили в засуху водоемы – наверное, чтобы звери поменьше ходили на поля. То, что на территории парков очень много зверей, и они не пуганы, говорит о том, что с охраной там все в порядке. Еще бы! На территории Канхы 170 патрульных лагерей (кордонов по-нашему). На каждом постоянно проживает лесник и несколько наблюдателей. Общая численность охраны в Канхе около 400 человек. Нам такое и не снилось! Да и приемлемо ли это у нас?» — задается вопросом Константин. «Браконьерство среди работников охраны если и существует, то сведено к минимуму. Хотя лесники и наблюдатели получают копейки, дорожат своей работой. В условиях индийской деревни ее просто нет, да и наказания очень жестокие. Обо всех своих проблемах, связанных с охраной тигра индусы не расскажут, и не спрашивайте – очень они гордятся своим тигром и тем, что они делают для его сохранения. А делают, судя по всему, немало. Парки обустроены – множество кордонов, дорог, противопожарных разрывов, существует проект создания между парками лесных коридоров (до 60км шириной). Интерес к тигру существует и в индийском обществе. За год Канху посещает до 160 тысяч людей! И в основном это граждане Индии».
Подобные поездки природоохранных инспекторов на родину «короля джунглей» стали хорошей традицией. Знакомство с индийским опытом сохранения тигра, безусловно, становится для российских инспекторов не только приятным поощрением за отличную работу, но и стимулом к дальнейшим достижениям в сохранении тигра амурского.